В годы Великой Отечественной войны на территории Костюковичского района в период фашистской оккупации были полностью уничтожены вместе в жителями следующие населённые пункты: д. Боровая, д. Затишье, д.Ковычицы, д. Паньковская Буда, д.Самотевичи.
Из воспоминаний В. Т. Миренковой, жительницы д. Боровая
Горе пришло к нам 2 февраля 1943 г. В воскресный день деревню покинули партизаны бригады Фёдорова, а в понедельник утром приехали каратели. Они начали выгонять людей из домов. К нам в дом зашли полицай и немец. Было приказано одеваться и идти на собрание. Меня, мою мать и жену брата с дочкой погнали в направлении к могилам. В голове проскочила мысль: «Будут расстреливать». Только нас загнали в колхозный коровник, где уже были люди и куда полицаи привезли с полей снопы. Возле каждых ворот стояли канвоиры, слышались выстрелы. Держали нас в помещении целые сутки, а утром построили мужчин и женщин отдельно, велась подготовка к расстрелу. Людей построили в шеренгу и начали выбирать старых и инвалидов. Подошли и к моей матери. Узнав, что ей 64 года, присоединили её к этой группе. Нас же повели на могилы. С криками, что все мы партизаны, нас погнали в д. Паньковская Буда. В этот момент мы заметили, что деревня наша горит. Слышались выстрелы. Потом я узнала, что были убиты все старые и инвалиды. Их трупы стянули в коровник и подожгли его.
Нас, а также жителей других деревень, в основном молодёжь, фашисты стремились отправить на работу в Германию. Чтобы не ехать туда, я притворилась больной, и мне это удалось.
Деревня Боровая была сожжена вместе с жителями и не обновилась. Сейчас там стоит памятник-обелиск с надписью: «Остановись, проходящий! Отдай дань памяти 32 гражданам, зверски расстрелянным и сожжённым немецкими карателями в феврале 1943 г.».
Из воспоминаний М. П. Прокопенко, жителя д. Ковычицы
Каратели появились в Ковычицах утром 3 февраля 1943 г. Люди уже знали о трагедии в д. Боровая, но старым, немощным, инвалидам , детям деваться было некуда. Они ждали свою долю.
Каратели согнали женщин с детьми в дом Евдокии Каплуновой, мужчин и подростков в дом Свирида Крисанова. Всех держали до вечера. Женщины начали плакать и просить полицаев отпустить их покормить детей и домашний скот. Они согласились, с условием, что все вернутся обратно. Один из канвоиров жестом показал «Назад не возвращайтесь, вас расстреляют». Женщины так и сделали. Мужчин же по одному выводили во двор и стреляли в затылок. Трупы стащили в сарай и подожгли.
Подростков охранял пьяный полицай. Женщины пробовали уговорить его отпустить детей, только он не соглашался. Тогда одна из женщин, рискуя жизнью, открыла с другой стороны дома окно, дети сбежали вечером в лес.
Деревня Ковычицы была достаточно большой и растянулась вдоль леса. На другом её конце разыгралась такая же трагедия. Вечером деревню подожгли. Огнём было охвачено 140 домов, забиты и спалены 53 жителя. Я в этот день получил три пули и чудом остался жив. Мои сестра и брат были убиты.
Из воспоминаний А. М. Козловой, жительницы д. Затишье
После того, как расстреляли мужчин, взялись за женщин, детей и пожилых. Было убито 37 человек, сожжено 33 дома. Группу женщин и детей (около 30 человек) полицаи отправили в лес, сказав, что догонят их. Неужели нас хотят расстрелять в лесу? Какое-то время мы простояли в лесу, ожидая своей смерти.
Неожиданно пошёл большой снег. Мы двинулись в сторону Клеевич. Голодные и обмороженные мы стали проситься в дома, чтобы согреться, только нас никто не пускал, все боялись старосты, который сразу бы вызвал карательный отряд. Прятались кто где мог, кто-то в бане, кто-то в хлеву.
Позже стало известно, что каратели нас искали, но следы были заметены снегом.
После войны мы вновь отстроили свою деревню. Со временем из землянок перешли в светлые, просторные дома. Только каждый день все мы, живые, вспоминали близких и знакомых, которые похоронены в могилах посреди деревни. Там лежат мой отец и брат.
Выдержка из акта представителей Красной Армии и местных жителей об уничтожении мирного населения в Костюковичском районе
Декабрь 1943 года
… 3 сентября 1942 года под видом эвакуации в Палестину всему еврейскому населению г. Костюковичи немецкими властями города было приказано собраться в дорогу. Собравшееся еврейское население города – дети, женщины, мужчины, целыми семьями были выведены за город в район ж.д. станции Коммунары, где были расстреляны в количестве 382 человека. Перед расстрелом мужчин заставили рыть общую могилу, затем группами по 50 человек подводили к могиле и расстреливали семьями, а маленьких детей сбрасывали в могилу живыми и закапывали. Расстрел производила полиция г. Костюковичи. Расстреливали днём в 17 часов.
Имущество, отобранное у евреев перед расстрелом и оставшееся на их квартирах, было взято полицией и солдатами немецкой армии в личное пользование.
До этого массового расстрела многие евреи уничтожались одиночками, как заподозренные в связях с партизанами.
… Числа 14-15 апреля месяца 1943 года полицией г. Костюковичи было забрано 14 человек евреев 6 семей из местечка Студенец, затем расстреляны и похоронены в районе пенькового завода г. Костюковичи.
В этом же месяце 1943 года в местечке Самотевичи полицией было расстреляно 90 человек евреев, похоронены вблизи церкви. В г. Костюковичи и прилегающих к ним деревням еврейское население уничтожено полностью.
… 12 марта 1943 года 120 человек еврейской национальности было расстреляно по подозрению в связях с партизанами.
… 20 сентября была произведена раскопка могилы расстрелянных и похороненных немецко-фашистскими захватчиками евреев. В могиле, расположенной на территории ж.д. станции Коммунары по ориентировочным подсчётам было обнаружено около 400 трупов мужчин, женщин и детей всех возрастов. Трупы лежали в могиле навалом в полном беспорядке в три ряда. Все они одеты в гражданскую одежду. Настоящий акт составлен для представления в комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на оккупированных ими областях.
Акт о массовом уничтожении мирного населения на территории Костюковичского района за период временной оккупации
12 декабря 1944 г.
… За время немецкой оккупации Костюковичского района было уничтожено, истреблено, замучено ни в чём не повинных советских граждан, угнано на немецкую каторгу в Германию 770 человек. Например, в сентябре месяце 1942 г. Было замучено и закопано в могилу 380 человек ни в чём не повинных людей – граждан мирного населения. 22 марта 1943 г. На конском кладбище за пенькозаводом в 500 метрах от города Костюковичи расстреляно и зарыто в могилу 161 человек семей партизан. На основании акта, составленного при вскрытии могил, установлено: в числе уничтоженных – умертвлённые дети от грудного до 15-летнего возраста – 148 человек, от 15 до 30-летнего возраста – 13 человек, от 30 до 60-летнего возраста – 122 человека.
Трупы в могиле в районе ст. Коммунары находились полураздетыми до нижнего белья, у некоторых детей грудного возраста обнаружены переломы позвоночника. Некоторые женщины лежали в могиле, держа в руках грудных детей. Из заключения специалистов видно, что убивали огнестрельным, холодным оружием, а некоторая часть людей закопана живьём.
Кроме массового истребления советских граждан по месту жительства имело место истребление отдельных граждан в одиночном порядке. Так, например, по доносу изменника Родины за порчу телефонно-телеграфных столбов, за связь с партизанами в д. Демидовичи было расстреляно 4 человека. Кроме того, на основании показания граждан м. Самотевичи Костюковичского района, около реки Черноутка было замучено, расстреляно, закопано живыми 169 человек женщин, детей, стариков. Немецкими захватчиками и их сообщниками в феврале 1943 г. сожжены полностью деревни Паньковская Буда, Боровая, Ковычицы. Жители этих деревень мужского пола были согнаны в сарай и сожжены живьём.
раскрыть » / « свернуть