Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Методические рекомендации для педагогов-психологов, педагогов социальных

Методические рекомендации для педагогов-психологов, педагогов социальных по организации работы с ребенком, подвергшимся сексуальному насилию

Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии

  • Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно.
  • Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.
  • Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку свою поддержку.
  • Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги. После окончания разговора сделайте подробную запись.

Чего не стоит делать?

  • Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться» и «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).
  • Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия такого травматического события, как сексуальное насилие, таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем.
  • Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

            Чтобы оказать помощь ребенку, вам нужно знать, кто совершал насилие над ребенком, и где это происходило; как относится ребенок к насильнику, если это близкий для него человек; боится ли он сообщить родителям; жалуется ли ребенок на физическое недомогание, боли.

Например, ребенок подвергся нападению незнакомого мужчины по дороге из школы домой, но боится сказать родителям, потому что они наказывают его за малейшую провинность. В этом случае вы можете пойти вместе с ребенком к нему домой и объяснить родителям, что в происшедшем нет вины ребенка и продумать вместе с ними, как помочь ребенку справиться с травмой. Таким образом, педагоги могут оказать значительное влияние на эмоциональное и психологическое состояние ребенка, подвергшегося насилию. Важно помнить, что роль педагога заключается только в том,

чтобы внимательно выслушать ребенка, а не добиваться от него подробностей и не проводить расследование самому. Это дело сотрудников милиции.

 

Специфика бесед о (предполагаемом) сексуальном насилии над детьми.

            Во время беседы с жертвами сексуального насилия необходимо учитывать многие факторы: уровень развития ребенка, тяжесть сексуального насилия и информацию, уже полученную в ходе беседы с родителями. При сборе информации у потерпевшего относительно сексуального посягательства необходимо соблюдать этически-нравственные аспекты данной процедуры, применяя индивидуальный подход в каждом конкретном случае.

            Данную проблему рассматривали Т.А.Смирнова, М.С.Литвинцева, И.В.Литвиненко (1995), которые указывали, что процедуры, которым  подвергается ребенок во время судебного разбирательства (допросы, очные ставки, медицинские освидетельствования и т.п.) оказывают на ребенка дополнительное психотравмирующее воздействие, т.к. постоянно напоминают о случившемся. Чаще всего дети сами не рассказывают о домогательствах, насилии или о попытке насилия. Нередко они стыдятся того, что с ними произошло, чувствуют себя виноватыми и/или бояться, что их обвинят, опасаются последствий откровенного разговора с другими (к примеру, мести насильника(ков) и того, что окружающие их осудят и обвинят). В большинстве случаев жертва не объявляет немедленно: «меня изнасиловали (попытались изнасиловать)». Часто жертвы подают вербальные и невербальные сигналы, которые могут послужить поводом к тому, чтобы педагог расспросил ребенка о возможном отрицательном опыте в сексуальной области. Рассказы о сексуальном насилии вызывают сильные эмоции: испуг, поскольку не ожидаешь, что такое могло произойти именно с этим ребенком, чувство вины, так как думаешь о том, что надо было раньше начать действовать, злость и ярость по отношению к насильнику и/или жертве, чувство бессилия и растерянность. В некоторых случаях подобные эмоции приводят к тому, что рассказанному не верят («жертва сочиняет») или умаляют значение услышанного («все не так страшно»).

            Другая возможная реакция на услышанное - попытаться немедленно все уладить («это должно немедленно прекратиться», «я должна придумать выход из создавшегося положения»). При этом степень сочувствия (или антипатии) или лояльность по отношению к жертве или к насильнику будут играть важную роль. Очень важно осознавать, какие эмоции вызывает подобная ситуация. Нельзя переносить свои чувства на жертву. Скажите ребенку, что услышанное вас напугало или сбило с толку, и что он поступил правильно, поделившись с вами.

            Ниже следуют несколько моментов, которым нужно уделить внимание, разговаривая с детьми о сексуальном насилии или о возникших подозрениях.

            Располагающая к беседе поза, не вызывающая чувства угрозы, и контакт глазами. Занимаясь с детьми, о которых возникло подозрение, что их изнасиловали, очень важно не производить на них угрожающее впечатление. Чувство безопасности можно увеличить, сев за высокий стол (под углом в 90°), таким образом, ребенок будет иметь возможность смотреть педагогу в глаза и отводить их по мере надобности. Оказывая ребенку помощь, важно не только вступить с ним в контакт, но и одновременно держать установленную

им дистанцию.

            К примеру, надо дозировать физический контакт: в большинстве случаев не рекомендуется класть руку на плечо жертвы во время беседы, как бы сильно не было ваше желание утешить ребенка.

            Конкретное описание произошедшего своими словами. Для того, чтобы узнать, что именно произошло, нужно помочь ребенку рассказать об этом своими словами. Ребенку трудно говорить о том, что он испытал, например, потому, что он чувствует и свою ответственность за случившееся и/или ему трудно рассказывать об ужасных событиях. Однако очень важно поговорить об этих событиях. Если что-то неясно, попросите объяснить. Например, задавая подобные вопросы: «Ты можешь об этом поподробнее рассказать?», «Можешь привести пример?». Если ребенок не сразу отвечает, держите паузу.

Примечания:

1. Задавайте вопросы не только о нежелательных сексуальных действиях, которым ребенок подвергся (прикосновения), но и о том, что ему пришлось делать самому.

2. Задавайте вопросы не только о негативном сексуальном опыте, но и о позитивном или нейтральном опыте; упомяните, что прикосновения могут быть сбивающими с толку или странными, или сначала приятными, а позднее неприятными.

3. Во время первого разговора не расспрашивайте обо всех сексуальных подробностях, но спросите о том, когда это началось, сколько раз случалось, кто в этом участвует и т. д.

4. Расспросите о других случаях: после того как ребенок рассказал об одном случае/насильнике, может оказаться, что происходили случаи и с другими насильниками.

5. Убедите ребенка в том, что верите услышанному от него (не сомневаетесь в его рассказе).

            Вопросы «закрытые», «открытые», «многовариантные».

            Для того чтобы дать возможность ребенку самому рассказать о случившемся и не влиять на его рассказ, додумывая за него, задавайте ему, когда возможно, «открытые» вопросы  (Как...? Что...? Когда...? Где.. ?).  Используя «открытые» вопросы, можно получить сначала общее представление, а затем узнать подробности. Часто можно задать «открытый» вопрос типа: «А дальше что произошло?» или «А до этого что произошло?».

            Используя «многовариантные» вопросы, беседующий как бы предлагает ребенку выбрать ответ из нескольких вариантов. Часто возможность такового выбора стимулирует дальнейший рассказ ребенка. На «закрытый» вопрос можно ответить только «да» или «нет». Иногда ребенку слишком трудно отвечать на «открытые» вопросы. Можно при этом предложить ребенку вопросы, на которые он может ответить «да» или «нет». Иногда «закрытый» вопрос помогает немного продвинуть разговор; ответив на него, ребенок рассказывает дальше и дает ответы (на более общие и специфические) «открытые» вопросы.

Примечания:

1. Задаваемые вопросы не должны быть слишком расплывчатыми, типа «Ты когда-нибудь подвергался чему-нибудь неприятному?»

2. Не задавайте наводящие вопросы, касающиеся предполагаемого насильника, до тех пор, пока этот вопрос не проясниться, к примеру «Герман

когда-нибудь тебя... ?»

3. Не задавайте наводящие вопросы, касающиеся предполагаемых чувств, к примеру, «Возникали у тебя когда-нибудь ужасные/тошнотворные переживания на почве секса?».

4. Не задавайте вопросы, начинающиеся с «почему», типа «А почему он лег в твою кровать?», помня о чувстве вины, которое может возникнуть у ребенка.

5. Задавайте вопросы как в настоящем, так и в прошедшем времени.

6. Когда нужно, используйте такие понятия, как «облапывать», «приставать», «заставить заняться сексом», «насильные прикосновения и секс» и «изнасиловать».

7. Можно использовать рисунки, картинки или кукол для прояснения произошедшего.

8. Если ребенок не может ответить на «открытые» вопросы, предложите задавать ему вопросы, на которые он может отвечать «да», кивая головой, или «нет», качая головой.

           

            Используйте описание различных ситуаций, в рамках которых ребенок мог подвергаться сексуальному насилию. Если возникло подозрение, что ребенка подвергли сексуальному насилию, а ребенок не (сразу) рассказывает, в чем дело, можно задавать ему вопросы о предполагаемом сексуальном опыте, используя различные ситуации.

            Примеры использования ситуаций:

  • Ежедневный туалет ребенка: спросите, как проходит подготовка ко сну и сон, принятие ванны/душа, посещение туалета.
  • Ласки и прочие прикосновения: расспросите ребенка о приятных (хороших), противных (неприятных) или сомнительных (странных) ласках/прикосновениях. Страх и боль: расспросите ребенка о том, когда он боится и/или испытывает боль (Ты когда-нибудь боишься? Чего? Когда? Кого?).
  • Имена: расспросите ребенка о том, как его называют дома и в школе (ласкательные имена, клички) (Какие? Кто? Когда? Как ты сам к этому относишься?).
  • Тайны: расспросите ребенка о приятных сюрпризах (подарок, сюрприз) и неприятных тайнах (тебя избили и не велели никому об этом говорить).
  • Представления о теле и частях тела: расспросите ребенка о том, как называются различные части тела, при этом можно использовать рисунки (не ограничивайтесь изображением только половых органов), спросите, прикасается ли к ним кто-нибудь против воли ребенка.
  • Сексуальное просвещение: спросите, слышал ли ребенок что-нибудь о сексе и от кого. (От кого? Как это проходило?)
  • Менструация: спросите, начались ли у нее месячные и как она к этому относится.
  • Влюбленность, ухаживание и сексуальность: спросите о друзьях и подружках, влюбленности, поцелуях, «первом разе», сексе (приятно/неприятно), как воспринимается это окружающими и т. д.

            Можно использовать в беседах с ребенком следующие вопросы по вышесказанному: «Тебя кто-нибудь трогает против твоей воли?» «Тебя кто-нибудь трогает так, что тебе от этого становится неприятно? А раньше такое случалось? Приходится тебе против воли прикасаться к кому-нибудь? А  раньше такое случалось?» «Тебя когда-нибудь заставляли заниматься вещами сексуального характера?»

           

            Обобщение и отражение чувств.

            Обобщая время от времени то, что рассказал ребенок, можно проверить, правильно ли понят его рассказ. Если ребенок проявляет эмоции, можно «отразить» его чувства, назвав данное чувство, и спросить ребенка, правильно ли это. Но не рассказывайте ребенку о том, как он должен себя чувствовать. А что почти всегда можно сказать ребенку? - Что вам очень больно за него по поводу случившегося; что вы рады, что ребенок набрался мужества и рассказал о случившемся («молодец!»).

            Попробуйте ограничить высказывания оценочного или осуждающего характера и помните, что ребенок испытывает чувство соучастия в произошедшем (скажите, что он не виноват) и может испытывать чувство лояльности по отношению к насильнику (не осуждайте насильника, но скажите, что сексуальное насилие отвратительно, что оно никому непозволительно).

            Некоторые жертвы, рассказывая о произошедшем, не проявляют никаких эмоций.

            Дальнейшие шаги.

            Заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, -желание как можно быстрее помочь и все устроить. Поэтому, проводя разговоры с жертвами насилия, нужно руководствоваться следующим:

• скажите ребенку, что вы хотите ему помочь, но не торопитесь придумывать решения (от вас не ожидают готовых «рецептов»);

• обговорите с ним различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми и (может быть) попросить у них помощи;

• не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка в том, что вы сначала согласуете с ним свои действия и всегда будете его поддерживать.

 

Действия педагога-психолога.

 

Обследование ребёнка, подвергшегося сексуальному насилию

 

Беседуя с ребенком, важно учитывать следующее:

1. Прежде всего, важно оценить собственное отношение к данной проблеме, к насилию и к сексуальному насилию, в частности. Взрослый, у которого есть собственные проблемы, связанные с сексуальной жизнью, может столкнуться со значительными трудностями в беседе с ребенком, он с трудом вызовет его доверие и в итоге вряд ли сможет ему помочь. Следовательно, необходимо оценить, имеют ли место какие-либо аспекты феномена переноса.

2. Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Часто язык, которым жертва насилия описывает произошедшее, шокирует взрослых, выходит за рамки приличий. Если специалист хочет достигнуть поставленной цели, он должен принять язык ребенка и в разговоре с ним использовать те же слова и названия, которые использует сам ребенок.

            НЕЛЬЗЯ давать две противоречивые инструкции одновременно:

            • говори обо всем, что случилось;

            • не говори неприличных слов.

3. Необходимо собрать информацию о ребенке, его семье, интересах, ситуации насилия. Однако во время беседы с ребенком следует использовать только те сведения, которые сообщает сам ребенок, ни в коем случае не

оказывая на него давление намеками на то, что специалист «все знает и так».

4. Утверждения, вопросы, вербальные и невербальные реакции взрослого должны быть лишены всякого оценочного отношения.

5. Специалист, который намеревается проводить беседу с жертвой сексуального насилия, должен быть готов затратить на это столько времени, сколько потребуется, иногда это может происходить в течение нескольких часов.

6. Ребенок, как правило, ничего не сообщит о насилии, если беседа с ним будет проходить там, где насилие было совершено. Место, где проводится беседа, должно быть удобным для длительной работы, приятным и комфортным для ребенка.

7. Речь взрослого, тон его голоса не должен быть интимным, а скорее легким и деловым. Также не следует навязывать ребенку усиленный и непрерывный контакт глазами — это может его напугать. Кроме того, важно чутко откликаться на приемлемую для ребенка дистанцию между взрослым и ребенком.

8. Необходимо избегать прикосновений и таких форм телесного контакта, как поглаживание руки, трепание по волосам, прижимание к себе, которые дают хороший эффект при установлении контакта в обследованиях и беседах по другим поводам. В данном случае это может напугать ребенка.

9. Во время рассказа ребенка нельзя перебивать, корректировать его высказывания, задавать вопросы, которые предполагают вполне определенные ответы.

10. Нельзя давать обещаний и говорить ребенку «Все будет хорошо», поскольку воспоминания о насилии и, возможно, судебное разбирательство,

вряд ли будут приятны ребенку.

11. В отдельных случаях необходимо заранее определить, кто будет беседовать с ребенком: мужчина или женщина, это зависит от того, кто был

насильником. Если специалист чем-то напоминает насильника, это может

значительно осложнить беседу.

            Целью беседы заключается в том, чтобы ребенок как можно больше сообщил о факте сексуального насилия, стараясь при этом как можно меньше его травмировать. Трудность состоит в том, что дети не хотят об этом говорить. Но если, желая получить как можно больше информации, специалист будет оказывать на него давление, беседа может травмировать

ребенка. Поэтому очень важно установление успешного контакта с ребенком.

           

            Установка контакта при обследовании

            Прежде чем расспрашивать ребенка о произошедшем насилии, необходимо установить с ним контакт.

1. Создать доверительное отношение. Ребенок будет более откровенным, сообщит больше подробностей, если будет доверять своему собеседнику.

2. Разговор будет менее болезненным для ребенка, если между ним и взрослым достигнуто доверие. Ребенку будет легче рассказывать, если он будет воспринимать специалиста как доброго, заботящегося о нем и внимательного собеседника.

            Беседа должна преследовать две цели: добиться доверия со стороны ребенка и получить как можно больше нужной информации. Специалист должен ориентироваться на каждый конкретный случай, на возраст и на особенности интеллектуального развития ребенка.

            Существуют различные пути, чтобы начать беседу:

• маленьким детям можно предложить игру и вместе поиграть; через некоторое время можно задать общие вопросы о семье, друзьях и т. д. Если

ребенок чувствует себя хорошо, ему стараются объяснить цель обследования;

• можно в начале дать небольшое пояснение о целях обследования, а потом общие темы или игры;

• более старшим детям целесообразно объяснить цели обследования, чтобы уменьшить напряжение, сказать, почему проводится это обследование.

            Затем поговорить на нейтральные темы: школа, хобби, свободное время, семья.

            Трудность при обследовании заключается в том, что ребенку тяжело

выразить словами все то, что с ним произошло. Он точнее и легче выразит

это своим поведением, действиями. Менее травматично выразить все в игре.

            Возможны следующие варианты:

• игра с куклами: для детей от 2 до 7 лет;

• рисование: для детей от 5 лет;

• рассказывание историй: для детей школьного возраста, имеющих языковые способности и достаточный словарный запас. (Описание процедуры использования данных приемов приводится ниже.)

            При обследовании обращается внимание на то, как часто отмечаются сексуальные проявления в высказываниях и поведении ребенка.

           

            Игра с куклами

            Дети, которые не испытали сексуального насилия, воспроизводят в игре свою повседневную жизнь. Дети, пережившие сексуальное насилие, часто ведут себя следующим образом: они раздевают кукол, разглядывают их между ног, делают сексуальные замечания, кладут их вместе в кровать, проигрывают сексуальные роли. Обе группы детей играют так, как это происходило и происходит с ними на самом деле.

           

            Рисование

            Рисунки детей служат потенциальными индикаторами сексуального насилия, что может помочь специалисту определить, имело ли место

насилие. Как уже было сказано, большинство детей отказываются признавать факт насилия в силу испытываемых ими негативных эмоций и внутренних

когнитивных конфликтов. Sorensen и Snow (1991) указывают, что дети в возрасте от 3 до 5 лет чаще всего непроизвольно раскрывают факт сексуального насилия; подростки в возрасте от 13 до 17 лет делают это целенаправленно. Дети от 6 до 12 лет не имеют ни малейшей склонности говорить о насилии ни непроизвольно, ни намеренно, и это представляет наибольшую трудность в работе специалистов с ними.

            Прежде чем определять потенциальные индикаторы сексуального насилия по рисункам, специалисты должны хорошо изучить рисунки детей «в норме», поэтому часто бывает удобно предлагать рисование большой группе детей, например всему классу, чтобы на фоне «нормы» выделить

отклонения.

            Специалист может предложить ребенку различные варианты рисунков:

• нарисовать картинку (без темы);

• нарисовать картинку о своей семье;

• нарисовать картинку о себе самом.

 

Дети, испытавшие сексуальное насилие:

• рисуют картинки, на которых отчетливо виден повседневный интерес к сексуальным темам и повышенное восприятие сексуальности (грудь у себя самой, пенис у животных);

• рисуют людей во время сексуальных действий;

• часто особое внимание уделяют нижней части тела (например, очень подробно рисуют молнию на брюках). Дальнейшие комментарии, касающиеся содержания рисунка, позволяют убедиться в том, что рисунок имеет сексуальную направленность;

• на рисунке отображают чувства, которые являются реакцией на то, что они испытывали (гнев, страх, беспомощность);

• в рисунках иногда дети специально уклоняются от сексуального содержания, например, 10-летняя девочка рисует мать штрихами;

• эмоциональное состояние ребенка передается посредством нарисованной им мимики. Слезы и нахмуренные брови говорят о печали или депрессии. Если изображенная улыбка неадекватна всей нарисованной сцене, то, скорее всего, она показывает, что ребенок скрывает истинные чувства или понимание ситуации. Нарисованный большой рот в виде круга говорит об имевшем место оральном сексе;

• чересчур выделенные и в изобилии нарисованные волосы на рисунке или полное их отсутствие также говорят о наличии сексуальной тревожности,

растерянности или неадекватности;

• отсутствие рук на рисунке свидетельствует о потере контроля над событиями или о наличии чувства вины, связанного с какими-либо действиями с руками. Преувеличенные руки могут говорить о тревоге или

вине в отношении мастурбации, сексуальной агрессии или другого вида

сексуального поведения. В целом изображение рук (или их отсутствие)

отражает то, как дети воспринимают свое взаимодействие с окружающими;

• отсутствие на рисунке нижней части тела говорит об отрицании как механизме защиты ребенка в ситуации насилия;

• наиболее закрашенные части тела, в частности гениталии или рот, отражают высокую степень тревожности жертвы насилия;

• выделенные на рисунке фаллические символы (дымовые трубы, деревья, телефонные трубки) или, наоборот, их отсутствие там, где им следовало бы быть, является индикатором тревожности, связанной с мужской сексуальностью или отношениями с мужчинами. После того как ребенок

закончил рисунок, нужно спросить, что на нем изображено. Побудить к тому,

чтобы ребенок назвал отдельные части тела. Необходимо обратить внимание

на то, что бросается на рисунке в глаза (например, почему так широко расставлены ноги).

 

            Рассказывание историй

            Рассказывание историй может быть:

• по стандартным тестам (картинкам);

• по специально разработанным тестам.

            Специалист просит ребенка рассказать истории по этим картинкам. Необходимо обратить внимание на следующее:

• сексуальный комментарий к изображенным лицам, подчинение сексуальным мыслям, исходит ли ребенок из того, что изображенные лица

принимают участие в сексуальных действиях;

• выражение сексуальных мыслей и чувств у ребенка. Если отчетливо выражены сексуальные проявления (высказывания, невербальный интерес и т. д.), специалист должен сразу же фиксировать их для себя. Только если сексуальные темы у ребенка проявляются часто, можно говорить о сексуальном насилии. Однако необходимо перепроверить это с помощью как можно большего количества методов, помня о возможных ошибках. Проигрывается, проговаривается, обсуждается то, что ребенка волнует в данный момент.

            Если специалист рассказывает о цели обследования, тем самым он вызывает у ребенка воспоминания о пережитом, однако это происходит не

всегда. Всплывут ли сексуальные воспоминания, зависит от того:

• как часто ребенок подвергался насилию;

• сколько времени прошло с последнего случая;

• в какой степени ребенок травмирован.

            То, что ребенок во время игры или рассказывания историй уделяет большое внимание сексуальной стороне и странно себя ведет, указывает на то, что он испытал сексуальные переживания. Тем не менее, иногда и этого

бывает недостаточно, чтобы утверждать наличие сексуального насилия. Для более объективной диагностики используются анатомически правильные куклы. Набор кукол включает мальчиков и девочек, мужчин и женщин, бабушек и дедушек, у которых имеются гениталии, ротовые и анальные отверстия, вторичные половые признаки. Такие куклы очень натуралистичны, и материал, полученный с помощью анатомически правильных кукол, является очень информативным как с точки зрения оценки ситуации, так и состояния ребенка. Реакции детей, испытавших и не

испытавших сексуального насилия, совершенно разные. Дети, не перенесшие сексуальное насилие, проявляют любопытство, незнание, задают вопросы

(иногда глупые), дотрагиваются до половых органов, рассматривают их, нажимают на них и т. д. Они спрашивают, почему у кукол есть то-то и то-то. Через некоторое время интерес угасает.

            Дети, испытавшие сексуальное насилие:

• проявляют страх, волнение, не хотят подходить к куклам, боятся дотронуться до них; реагируют агрессивно: «Куклы нехорошие, злые»;

• ведут себя так, как будто этого они еще никогда не видели, как будто не знают, как называются интимные части тела, как будто они не замечают различия между куклами мужского и женского пола (особенно у «взрослых»

кукол мужского пола);

• маленькие дети с эмоциональными нарушениями используют куклы, чтобы открыто проиграть сексуальные действия.

           

            Постановка прямых конкретных вопросов о сексуальном насилии

            Постановка прямых вопросов необходима, чтобы дополнить игровую

диагностику. С более старшими детьми и подростками прямой опрос — главный метод диагностики. Здесь вербальные высказывания имеют решающее значение. Очень важно выбрать такой путь, при котором специалист получает как можно больше информации, а ребенок как можно меньше травмируется. Дети часто не решаются сразу отвечать на вопросы, касающиеся сексуального насилия, поэтому необходимо задавать вопросы очень осторожно.

            Беседу можно начать с общих вопросов, при этом коснувшись темы сексуального насилия: «Как складываются твои отношения с отцом?», «Твой учитель мне сказал, что ты в школе говорила о своей тайне. Как ты считаешь,

ты можешь мне ее рассказать?» «У тебя выделения из влагалища. Ты знаешь,

откуда это?»

            Если ребенок не отказывается отвечать, и сексуальное насилие было совершено не один раз, необходимо попросить ребенка рассказать о последнем сексуальном насилии.

            Ребенок может описать ситуативный контекст насилия:

• где произошло сексуальное насилие;

• приблизительно когда, маленькие дети, в зависимости от возраста, могут сказать, в какое время дня, года и т. п.;

• во что ребенок и насильник были одеты;

• где в это время были остальные члены семьи;

• что делал и говорил насильник ребенку, чтобы тот принимал участие в сексуальном акте и никому о нем не рассказывал.

            Ребенок может со всеми деталями, очень подробно описать акт насилия, согласно своему возрасту. Следует обратить внимание на то, есть ли у ребенка такие сексуальные познания, которые нехарактерны его возрасту. Особенно правдоподобно звучит рассказ, когда ребенок описывает сексуальные действия, не понимая их.

            Кроме того, необходимо обращать внимание на эмоциональные реакции ребенка, которые также имеют диагностическое значение:

• страх характерен для маленьких детей и детей, которые пострадали физически;

• недовольство, напряжение, слезы, горе типичны для детей более старшего возраста;

• иногда ребенок проявляет сексуальное любопытство и волнение.

            Дети неохотно рассказывают о сексуальном насилии, многие отказываются об этом говорить вовсе. Можно позволить ребенку отвлечься, уклониться от вопроса, а затем осторожно вернуться к теме. Если ребенок во

время беседы захочет поиграть, надо предоставить ему эту возможность.

            Если ребенок не хочет говорить о насилии, следует:

• заверить ребенка, что он будет защищен от дальнейшего насилия, а также от гнева насильника или других членов семьи;

• объяснить, что он будет защищен в том случае, если расскажет, что произошло;

• сказать о том риске, который существует по отношению к младшим сестрам (братьям), если ничего не будет сделано;

• пробудить в ребенке надежду, что сексуальное насилие прекратится или что насильник получит наказание, если ребенок все расскажет.

            Однако даже при установлении хорошего, доверительного контакта

ребенка со взрослым, проводящим беседу, ребенок может не решиться раскрыть факт насилия и подробностей происходящего. Оказывать какое-

либо давление на ребенка нельзя. Часто ребенок готов это сделать через день, несколько дней или недель. В случае повторного обращения к специалисту необходимо его принять немедленно. Ребенок должен знать, что двери для него всегда открыты. В конце беседы ребенка необходимо похвалить за то, что он рассказал о насилии, сказать, что он правильно поступил.

 

Пузанкова С.В., педагог-психолог  ГУО «Костюковичский

районный социально-педагогический центр»