Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Роль семьи в сознательном выборе профессионального будущего ребенка

Роль семьи в сознательном выборе профессионального будущего ребенка
 
Народная   мудрость   гласит: «Земля   мертва без   воды, человек без семьи - пусто­цвет». Семья - как маленькая Все­ленная. Создать хорошую семью не­редко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Что же представляет собой само по­нятие семьи?
Традиционно семья - главный ин­ститут воспитания. В ней закладыва­ются основы личности, формируются духовные ценности, нормы и образцы поведения, стиль взаимоотношений между людьми. С позиции социоло­гов семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, мораль­ной ответственностью.
По отношению к человеку функ­ции семьи делятся на супружескую, родительскую, функцию организации быта. Главное назначение семьи - воспитание детей. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физи­ческой и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Чем ответственнее родители отно­сятся к воспитанию своего ребенка, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспита­ния его личности, недаром говорят: какая семья, такой выросший в ней ребенок.
Роль семьи в деле профессиональ­ного самоопределения детей отме­чал в свое время еще А.С.Макаренко. Он писал: «В самом деле, ребенок, общаясь с вами, родителями, полу­чает первые представления о мире профессий, наблюдает различные трудности, испытываемые взрос­лыми, знакомится с особенностями межличностных отношений людей. Поистине впечатляющее влияние от­цов и матерей на формирование ин­тересов, вкусов, оценок и жизненных установок детей, так как воспитание в семье характеризуется продолжи­тельностью и естественностью взаи­моотношений детей и родителей».
Семья оказывает существенное влияние на будущий профессиональ­ный выбор ребенка, поскольку имен­но в ней вырабатываются основные социальные установки, формируются отношение к труду, навыки и умения, необходимые для любого вида де­ятельности.
Данные анализа индивидуальных анкет старшеклассников, обратив­шихся за профконсультационной помощью в Республиканский центр профессиональной ориентации мо­лодежи (январь - июль 2007, 2009 гг.) свидетельствуют: в 2009 г. число стар­шеклассников, выбирающих свое профессиональное будущее, опира­ясь на «совет родителей», состави­ло 32 %. Для сравнения с 2007 г. эти показатели были значительно ниже -6,9 %. Приведенные цифры лишний раз подтверждают: семья служит моделью определенного образа жизни и является источником формирова­ния важных жизненных ценностей и убеждений. Именно в семье начина­ется первое знакомство с миром про­фессий. Вовлекая детей в различную деятельность в часы досуга, орга­низуя посещение выставок, музеев, родители знакомят их с различными профессиями, дают возможность ре­бенку расширить круг своих интере­сов, попробовать свои силы в разной работе.
Кроме общих способностей роди­тели развивают и специальные спо­собности своего ребенка, качества, от которых зависит успех в каком-ли­бо определенном виде деятельности: усидчивость, терпение, умение дово­дить начатое дело до конца и др. Они влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, целенап­равленно предлагая им игровой ма­териал, поощряя увлечения и занятия или осуждая их, задают исходный уровень притязания ребенка на то, на что он претендует в учебной деятель­ности и отношениях.
Родители направляют, предопреде­ляют или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения в определен­ной школе или на приобретении ука­занной ими же профессии в коллед­же. Зачастую подростки не решаются возражать родителям и соглашаются с их желаниями, что приводит в бу­дущем к нежелательным последстви­ям. Необходимо постепенно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавать их решение ему самому. Одним из вариантов родительского влияния на профессиональный выбор ребенка является прямое наследование про­фессии. На выбор профессиональ­ного будущего воздействует и общая атмосфера, и семейные традиции. В последнее время нередко говорят, что начинать профессиональную ориентацию школьника надо с ори­ентации родителей.
К сожалению, современные город­ские мальчики и девочки нередко совершенно не знакомы с делом, которым занимаются их родители. Многие дети никогда не видели сво­их родителей на рабочих местах, так как современный труд организован таким образом, что в подавляющем большинстве случаев передача роди­телями своим детям профессиональ­ных знаний и умений затруднена. Это было возможно до тех пор, пока семья оставалась производственной ячейкой. Поэтому родителям необхо­димо больше рассказывать школьни­кам о содержании своей профессио­нальной деятельности, по возмож­ности организовывать посещение своего места работы. Уже в младшем школьном возрасте дети должны зна­комиться с миром наиболее распро­страненных профессий, прежде всего с профессиями своих родителей, их ближайшего производственного ок­ружения, учиться понимать значение труда в жизни общества.
В наше время все заметнее стано­вится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выра­жается в том, что семья все хуже стала реализовывать свою главную функ­цию - воспитание детей.
Основные причины кризиса се­мьи:
- нестабильная экономическая ситуации в стране (основное время родителей тратится на «заработок средств существования»);
- низкая культура общественной жизни;
- двойная нагрузка на женщину в семье;
- высокий процент разводов как следствие многих социально-быто­вых и моральных причин;
- нарушение на практике объяв­ленного законом равного права отца и матери в воспитании детей;
- обострение конфликтов между поколениями;
- увеличение разрыва между семь­ей и школой;
- снижение престижности обычной общеобразовательной школы.
В таких непростых условиях проис­ходит один из важнейших моментов в жизни каждого ребенка - выбор жизненного пути. Как помочь ребен­ку найти наилучшую сферу приложе­ния профессиональных интересов, склонностей, моральных, психоло­гических особенностей? В поисках ответа на этот вопрос может активно принять участие, конечно же, семья. «Школа не единственное место вос­питания детей. Необходимо исполь­зовать все те силы, которые могут оказать помощь», - говорил педагог С.Т. Шацкий. К этим силам он отно­сил семью. Ведь родители лучше, чем кто-либо, знают своего ребенка, а значит, могут определить сферу его будущей деятельности. Родительская мудрость должна заключаться в том, чтобы вовремя заметить интерес ре­бенка к какой-либо деятельности, поддержать и закрепить его - вдруг с этим интересом будет связана его бу­дущая профессия.
Родителям нужно хорошо знать состояние здоровья сына или доче­ри, чтобы при заболевании или от­клонении в его состоянии, психоло­гически подготовив ребенка к тому, что ряд профессий возможно, и та, что он для себя выбрал, будут для него вредны, рекомендовать ему на выбор более подходящие специаль­ности.
Для выбора профессии очень важен тактичный родительский со­вет, основанный на глубоком знании индивидуальных психофизиологи­ческих особенностей своего ребен­ка, что позволит тому избежать пси­хологических травм, конфликтов, неудовлетворенности.
Выделяют следующие позиции ро­дителей относительно профессио­нального будущего своих детей.
- Позитивно-активная позиция. Взрослые стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их ин­дивидуальных психофизиологичес­ких особенностей.
- Жестко-активная позиция. Без­апелляционно, иногда в ультиматив­ной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведе­ния. При этом индивидуальные осо­бенности ребенка, его отношение к такои ситуации учитываются минималь­но или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.
- Пассивная позиция. Родители са­моустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно форми­ровать свой профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана нега­тивным опытом со старшим ребенком, когда жесткая установка приводила к нежелательным последствиям.
Родителям следует принимать де­тей такими, какие они есть, - не стоит рассматривать их только в качестве носителей талантов. Их достоинства вырастают из индивидуальности лич­ности, а достижения, в конечном сче­те, зависят от того, как эта личность разовьется. Важно помнить: как бы семья не влияла на выбор подростком профессиональной деятельности, все зависит от него самого, его характера и стремлений. Если подросток точно знает, что пойдет учиться туда, куда он хочет, то родители или семья не смогут переубедить его; если семья понимающая, она и не будет проти­востоять выбору подростка, исполне­нию его профессиональной мечты.
 
Ошибки, которые могут совершить родители в формировании будущего профессионального плана своего ребенка
1. Родители недостаточно адек­ватно оценивают возможности свое­го ребенка, не учитывают его индиви­дуальные особенности.
2. Не учитывают порой, что выбор профессии - процесс не только ра­циональный, но и эмоциональный.
Поэтому, даже   вполне   адекватный совет подростку иногда отвергает: ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности. Вот почему очень важно предоставить детям возможность наглядно ознакомиться с разными профессиями.
3.   Предложение родителей не соответствует мотивации ребенка, потому что родители не принимают всерьез или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы.
4. Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается   ребенком   в   качестве совета, а родители, несмотря на участие, оцениваются как самоустранившиеся.
5. Родители подростка не осознают необходимость перестройки отношений «взрослый - ребенок», продолжают привычную линию пове­дения. Если это поведение авторитар­ное, у ребенка чаще всего возникают проблемы. Важно помнить: самые адекватные советы родителей оказы­ваются невоспринятыми, если меж­ду детьми и родителями отсутствует контакт. Чаще всего нарушение се­мейных взаимоотношений наступает именно тогда, когда ребенок стано­вится подростком.
6. Родители проецируют на ребен­ка свои собственные качества, чувс­тва, проблемы, что порождает не­адекватные требования и ожидания. Из-за этого у детей возникает психо­логическая защита по типу отрица­ния - они просто перестают слышать то, что им говорят старшие.
7. Родители предъявляют ребен­ку завышенные требования, не со­ответствующие его возможностям; постоянно ставят ему в пример более успешных сверстников, старших, а иногда и младших братьев и сестер. Такое поведение приводит к фор­мированию у ребенка неадекватной самооценки, вплоть до комплекса не­полноценности. Следствием является снижение успешности всех видов де­ятельности и уровня притязаний. При этом родители обвиняют ребенка в лени.
8. Родители ограждают ребенка от ошибок и последствий его непра­вильного поведения. Позвольте ва­шему ребенку ощутить последствия своих неправильных действий (или своего бездействия), только тогда он будет взрослеть и становиться «со­знательным».
9. Родители не признают успехов ребенка. Ему больше всего нужно слы­шать от родителей слова безусловной любви и поддержки. Именно этим создается иммунитет к стрессу, в том числе к тому, который ждет ребенка на лихих поворотах будущей жизни.
 
Уважаемые родители, помните:
•   Если ребенка постоянно критику­ют, он учится ненавидеть.
•   Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
•   Если ребенка высмеивают, он ста­новится замкнутым.
•   Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
•   Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
•   Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
•   Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
•   Если ребенок живет в безопаснос­ти, он учится верить.
•   Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в мире.